четвер, 3 березня 2016 р.

для методистов - метод группового выбора лучшей идеи

Матрица экранирования, или Метод группового выбора лучшей идеи

К. Ушаков, М. Драмбян


Вот ситуация, хорошо знакомая каждому руководителю школы. Вам предстоит решить какую-то насущную проблему, она уже назрела, и необходимо что-то делать. Вы собираете группу наиболее опытных сотрудников и вместе с ними, методом «мозгового штурма», выбираете несколько вариантов решения. Как же из этого множества выбрать самый верный способ? Нередко мы поступаем чисто интуитивно: «внутренний голос» как бы подсказывает тот или иной выбор. Но интуиция - инструмент не слишком надежный, и «внутренний голос», случается, ошибается. Как же быть?

Для тех школьных администраторов, которые предпочитают групповые методы работы, мы предлагаем более надежный способ - внутреннюю оценку новой идеи с помощью матрицы экранирования (Manjaro, 1991). В чем суть этого способа?
Все новые идеи (в нашем случае - варианты решения конкретной проблемы) оцениваются по двум критериям:привлекательность и обеспеченность ресурсами.
Под привлекательностью имеется в виду все, что обеспечит энтузиазм, мотивацию, отсутствие сопротивления и поможет создать хороший психологический климат на начальной стадии реализации. Ну а соответствие ресурсам - это то, что делает идею реализуемой. Ресурсы могут включать в себя: необходимую квалификацию; информацию; время; финансы; партнеров; помещения; оборудование и др.
Причина, по которой выбираются именно эти критерии, очень проста. Если идея решения какой-либо проблемы очень нравится, но ресурсы для ее осуществления отсутствуют, то вся деятельность сойдет на нет. Таким же, скорее всего, будет результат и в том случае, если идея обеспечена ресурсами, но непривлекательна для коллектива.
Итак, попробуем оценить качество возможных вариантов решения проблемы, которые, как мы уже говорили, получены методом «мозгового штурма». Их много, и это хорошо, так как наличие альтернативы является страховкой от ошибок. Но выбрать, тем не менее, надо всего один вариант.
Принцип работы выглядит следующим образом.

Таблица 1 (конкретный пример заполнения см. ниже)


Шаг первый: запишите все выдвинутые идеи (от двух до десяти) в столбец 2 таблицы 1.
Шаг второй: пусть каждый из участников обсуждения оценит каждую идею с точки зрения привлекательности по следующей  шкале: непривлекательно, не нравится - 0 баллов; достаточно привлекательно - 2 балла; очень привлекательно, очень нравится - 4 балла.
Сложите баллы, полученные по каждой идее, и запишите их в столбец 3.
Шаг третий: участники оценивают каждую идею с точки зрения соответствия ресурсам организации, используя ту же, что и выше, шкалу (полностью не соответствует, у нас нет для этого ни сил, ни времени, ни финансов - 0 баллов; некоторые ресурсы имеются - 2 балла; полностью соответствует, у нас есть для этого все необходимое - 4 балла). Сложенные по каждой идее баллы записываются в столбец 4.
Шаг четвертый: заполняем нижеследующую матрицу. На ней имеются две оси: горизонтальная - «привлекательность» и вертикальная - «соответствие ресурсам организации». По оси «привлекательность» отметьте цифры из столбца 3 таблицы 1. Максимальное значение может быть таким: высший балл - 4 умножаем на количество участников.
По вертикальной оси -  «соответствие ресурсам» - отметьте цифры из столбца 4. Максимальное значение  такое же: оценку в 4 балла умножаем на количество участников.
Все идеи расположатся на плоскости в виде точек. Рядом с каждой из них напишите порядковый номер идеи, чтобы было легче ориентироваться.
Идеи (или варианты решения) распределились по квадратам с соответствующими названиями. Вот как это выглядит (см. рис.1).

Рисунок 1. Матрица экранирования


Теперь вы легко можете проанализировать предпочтения (позиции, мнения) вашего коллектива. Но даже если вы все же предпочитаете принимать решения в одиночку, то эта технология обдумывания столь же полезна и проста, как «силовой анализ», поскольку любое решение проблемы осмысляется, обсуждается с позиций плюсов и минусов, угроз и возможностей, силы и слабостей.
Рассмотрим конкретный пример. У вашей школы есть серьезная проблема формирования первых классов - недобор учащихся. Для поиска вариантов решения вы привлекаете шесть своих сотрудников. В процессе обсуждения («мозгового штурма») они предлагают несколько вариантов решения - от простых и понятных до сложных и даже фантастических. Перед вами стоит задача - выбрать наиболее подходящий вариант. Напомним, что в рамках данной технологии подходящим будет то, что в наибольшей степени соответствует вашим ресурсам и привлекательно в эмоциональном отношении.
Итак, делаем первый шаг (см. выше), заносим в таблицу все предложенные варианты.
• Отправить «по домам» потенциальных первоклассников их будущих учителей.
• Провести в школе «День открытых дверей».
• Дать рекламу в местных СМИ.
• Договориться о рекламе с близлежащими детскими садами.
• Распустить слух, что наша школа лучше.
• Открыть «Школу для дошкольника» по подготовке в первый класс.
• Создать комплекс - «Детский сад - школа».
• Обеспечить транспортом «дальних» детей.
• Проанализировать особенности целевой группы.
Записываем их в столбец 2 таблицы 1. Список раздается каждому участнику, и они проставляют баллы 0, 2 или 4 в столбики 3 и 4. Конечный результат подсчета всех баллов мы указали в таблице 2.

Таблица 2.
Заполняем матрицу. Максимальное количество баллов по обеим осям может быть 24 (6 чел. х  4 = 24). Откладываем цифры из столбика 3 по оси «привлекательность», а из столбика 4 по оси «соответствие ресурсам».Вот что у нас получилось (см. рис.2.).

Рисунок 2


В результате поиска решения проблемы мы получили два варианта: первый - договориться о рекламе с близлежащими детскими садами, и второй - провести в школе «День открытых дверей». Конечно, было бы лучше, если бы мы получили один вариант. Но это означает, что оба варианта найдут в вашем коллективе полную поддержку, и вы можете смело действовать.
Возможно и такое: ни одна из выдвинутых идей так и не попала в разряд «лучшей». Какая-то из них набрала самое большое количество баллов, но тем не менее оказалась в итоге «сомнительной». Но решать проблему все же надо. Тогда вы можете идти следующими путями: во-первых, увеличить ресурсы для реализации этой идеи, тогда скорее всего она станет  для ваших сотрудников и более привлекательной. Или, во-вторых, сначала постараться сделать ее более привлекательной в глазах сотрудников (укрепление авторитета школы, удовлетворение личных амбиций, самореализация, нерутинная деятельность и т.п.), а это и поможет  вам найти недостающие ресурсы. Тогда отвергнутая поначалу идея и перейдет в разряд «лучших».

Немає коментарів:

Дописати коментар